Затруднение пересечения границы КР и РК – противоречие принципам ЕАЭС

Произошедшая на границе ситуация с заторами стала показательной в плане уязвимости Кыргызстана, как члена ЕАЭС

Погранслужба Кыргызстана сегодня, 13 октября, заявила, что на пункте пропуска «Акжол — Автодорожный» скопления людей нет, по крайней мере с кыргызской стороны. Правда, сохраняется очередь из большегрузных авто. Причины застоя – усиленный контроль с казахской стороны, который сохраняется с 10 октября.

Напомним, с 10 октября Казахстан начал производить пропуск на границе в усиленном режиме. В результате, на пунктах пропуска образовались большие очереди. Водители, перевозившие на большегрузных авто товары в соседние республики, были вынуждены ждать прохождения около суток.

Сложившаяся ситуация выявила важную проблему – межстрановую. Кыргызстан, как и Казахстан является членом Евразийского экономического союза.

Договор о ЕАЭС создает свободу движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. В рамках Союза создан общий рынок товаров. Отмена таможенного, фитосанитарного, ветеринарного и иных видов контроля (кроме пограничного) на внутренних границах позволяет бизнесу экономить время и снизить издержки.

С 1 января 2017 года Казахстан расширил Кыргызстану перечень продтоваров, которые можно перевозить через его территорию в Россию железнодорожным транспортом. Тем самым Бишкек получил возможность существенно увеличить поставки своей селхозпродукции на рынки ЕАЭС – до 86 дополнительных групп. Все отечественные предприятия, включенные в Единый реестр ЕАЭС, отныне могут экспортировать свою продукцию как железнодорожным, так и автомобильным транспортом.  Первым разрешено перевозить замороженную говядину, мороженую, свежую или охлажденную свинину, баранину, козлятину, а также различные продукты мясопереработки.  Так как «сухопутным» транспортом ее вывозить запрещено, пока не решится проблема с отменой ветконтроля на границе с Казахстаном.

До недавнего времени кыргызстанские фермеры отправляли на рынки России и Казахстана по 200-300 тонн в сутки продукции на большегрузных автомобилях.

Но в силу географического положения Кыргызстан оказался в логистическом тупике – все дороги в ЕАЭС для страны лежат через территорию Казахстана. При этом, сам экономический союз изначально подразумевал определенные торговые договоренности по этому пункту и «свободное перемещение товаров и услуг». Именно поэтому, основная ставка была сделана на устранение таможенного контроля и различных барьеров. Подразумевалось лишь наличие погранкотроля для проверки миграционных потоков и выявление провоза опасных грузов и контрабанды товаров. Отменить последний было нельзя, так как многие страны восприняли такую идею, как «покушение» на их независимость и суверенитет. Да и погранпроцедуры и миграционное законодательство у государств союза разнится.

Таким образом, несмотря на единое экономическое пространство, ГПС стран-членов ЕАЭС работают по собственными правилам и досматривают проходящие через границу машины, согласно личному усмотрению. В итоге это осталось единственным возможным, но и достаточно весомым барьером.

Показательной в этом плане стала сложившаяся в течение последних дней ситуация с медленным пропуском и простоем автотранспорта на казахско- кыргызской границе. Хотя кыргызстанская и казахстанская погранслужбы в один голос заявляют, что «граница открыта, машины медленно, но двигаются». Предприниматели говорят о том, что терпят немалые убытки и переживают за сохранность и доставку скоропортящихся товаров, отправленных на экспорт и получаемых от импортеров.

При этом, со стороны наших КПП на госучастках заторов действительно нет. Однако попасть на территорию РК крайне проблематично. Их ведомства, хотя и не признали наличие простоя, но все же отметили, что «перешли на усиленный погранконтроль».

«Этот режим несения службы введен в рамках предстоящих выборов в КР и будет действовать до особого распоряжения», – пояснили в соседнем государстве.

При этом, стоит напомнить, что за несколько дней до этого, вице-премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев в интервью Tengrinews.kz отметил, что «все транспортные торговые выходы Кыргызской Республики и авиа-, железнодорожные, автомобильные маршруты идут через Казахстан, но мы никогда не принимали ограничительных мер».  Что явно идет вразрез с самой концепцией «свободного экономического пространства», так как заложниками этого стали в первую очередь именно представители бизнеса, ориентированного на торговые отношения и рынок ЕАЭС.

Накануне кыргызстанские бизнесмены посетовали на то, что подобные простои не только наносят им немалый ущерб, но и создают условия по нарушению обязательств по поставке продукции своим партнерам по Союзу.  Так, по словам президента Ассоциации рынков, предприятий и сферы услуг Сергея Пономарева, сложности на границе оказались убыточными не только для граждан нашей страны, но и Казахстана и третьих стран, которые проезжали транзитом.

“Если скоропортящиеся товары задерживаются хотя бы на сутки, то половина продукции, которая идет в Россию, может стать непригодной”, – подчеркнул специалист.

Глава Ассоциации поставщиков Гульнара Ускенбаева напомнила, что в 2010 году на 40 дней была закрыта граница, а пробка «рассасывалась» потом еще 3 месяца.

“После этого по ЖД мы еще полгода получали застрявшие грузы, а это серьезные потери для бизнеса. При этом, мы получаем грузы через РК не только казахские грузы, но и из других стран. Поэтому, из-за задержки срываются договорные отношения предпринимателей. Хотя некоторые поставки можно передвинуть, но те грузы, которые вышли из России, на пол пути не остановить. К тому же, если посчитать убытки предпринимателей, то один день простоя фуры оценивается транспортными компаниями в 100 долларов”, – подчеркнула Ускенбаева.

Однако, добиться порицаний в адрес Казахстана со стороны ЕЭК вряд ли получится, формально соседи по правилам ЕАЭС никаких договоренностей не нарушают и границу не закрыли. Отметил это и экс-вице-премьер-министр по экономическому блоку Олег Панкратов.

“Согласно соглашениям по ЕАЭС, при пересечении границы никаких барьеров и административных препятствий быть не должно. Это однозначно будет нарушением договора по ЕАЭС. Но в данном случае предъявить что-либо казахам будет сложно, так РК используют «лазейку» в законодательстве и «безнаказанно» усложняют нам транзит. Тем более, что они не заявляют открыто, что ввели ограничения на ввоз-вывоз продукции. А лишь указывают, что усилили предусмотренный погранконтроль на КПП по досмотру граждан, выявлению запрещенных грузов и контрабанды. А он входит в нормативно-правовую базу ЕАЭС.  Но здесь РК, попросту, прикрываясь своим правом на досмотр, злоупотребляет им”, – пояснил Панкратов.

Экономика и бизнес, несмотря на противоречия на политическом уровне должны оставаться в экономической плоскости. Другой актуализировавшейся проблемой является нерешенность вопроса – границы и ЕАЭС. Некогда эксперты выступали об идеи создания некоего “Пограничного союза” между странами уже входящими в ЕАЭС, который являлся бы регулятором и одновременно взял бы на себя функции защиты как внешних, так и внутренних границ объединения. Однако этот проект до сих пор не нашел поддержки у властей стран союза. Между тем, подобный регулятор при соответствующей нормативной базе, мог бы решить многие острые проблемы объединения:  контрабанда, наркотрафик, миграционные вопросы.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Добавить комментарий