Убийства на дорогах Кыргызстана. Штраф хотят повысить до миллиона сомов

Есть мнение, что штрафы здесь бессильны. Хотя выход есть, но необходимо проработать определенные аспекты

Парламент кыргызстана в первом чтении одобрил предложение депутата Дастана Бекешева об увеличении штрафы за дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом до миллиона сомов. Столь суровую инициативу нардеп объяснил тем, что смерть в ДТП является убийством по неосторожности.

“Большинство подобных преступлений остаются безнаказанными, так как обвиняемый или его родственники, пользуясь правом на примирение, часто прибегают к подкупу близких погибшего в дорожном происшествии. Поэтому, прежде всего, необходимо увеличить штрафы за нарушение ПДД для виновников аварий, в результате которых люди получают травмы, теряют здоровье или жизнь», – подчеркнул Бекешев.

  • За причинение менее тяжкого вреда здоровью пострадавшего в ДТП – штраф в 100 тысяч сомов либо лишение свободы на срок до трех лет.
  • За деяние, повлекшее смерть – заключение на срок от пяти до семи лет с лишением права управлять транспортом на три года.
  • За допуск к управлению автомобилем пьяного либо не имеющего права управления транспортом, что привело к гибели одного или нескольких лиц – штраф в 1 миллион сомов с запретом занимать определенные должности сроком до трех лет либо лишение свободы на пять лет.

Статистика, как на войне

Предложение парламентария на первый взгляд выглядит необоснованно дорогим. Но ситуация на дорогах Кыргызстана выглядит устрашающе.

Согласно отчету Главного управления патрульной милиции, только за первое полугодие 2017 года в Кыргызстане произошло более 2,5 тысяч дорожно-транспортных происшествий. По сравнению с прошлым годом эта цифра выросла на 4,2%.

На дорогах Кыргызстана в нынешнем году погибли уже 307 человек, а 3,8 тысяч – ранены. Из них в ДТП умерли 30 детей, ранены 637. И что примечательно, только 7% таких происшествий произошли по вине пешеходов, а 87,2% – по вине водителей.

20 кыргызстанцев погибли в ДТП с участием общественного транспорта за первое полугодие, а 433 получили различные травмы.

Согласно неумолимой статистике, за 10 лет на дорогах страны погибли почти столько же человек, сколько за время военных действий в Афганистане – 11 553 человек (там же общее число погибших за период более, чем девятилетнего военного присутствия составило 15 тыс. 051 человек – прим. ред.), из них 958 – дети. При этом, количество аварий возросло в 1,5 раза, а количество жертв в ДТП в год насчитывало в среднем 1037 человек. Поэтому с каждым днем сообщения о новых жертвах больше походят на сводки с линии фронта.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2015 году Кыргызстан был второй страной в регионе после Казахстана по смертности в ДТП.

Смертность на дорогах – вина государства

ГУПМ неоднократно практиковало увеличение штрафов, но эта мера оказалась малорезультативной. Причина в безнаказанности водителей после подобных случаев, как перед законом, так и перед родственниками погибших.

Поэтому в середине июля Алмазбек Атамбаев в рамках заседания Совета безопасности подписал решение «О мерах по повышению безопасности дорожного движения в КР». В документе отмечено, что сложившаяся на дорогах республики ситуация «является чрезвычайной». Примечательно, что свою ответственность за происходящее на дорогах Кыргызстана отечественные власти признали, подчеркнув, что «это происходит по вине государства из-за отсутствия четкой политики и контроля».

Решение этой проблемы увидели в исключении возможности более мягкого наказания (условное осуждение, освобождение от уголовной ответственности с передачей на поруки, вследствие утраты лицом общественной опасности), а также снижении скорости передвижения в населенных пунктах с 60 до 50 километров в час, в районах школ — до 30 километров и установке “лежачих полицейских” на улицах и дорогах возле образовательных учреждений. В документе прописано, что несовершеннолетние обязаны носить одежду со светоотражающими элементами, а в автомобилях должны быть детские кресла.

Вопрос о запрете на использование праворульных авто для пассажирских перевозок также будет проработан.

Штрафы не помогут

Что касается административного взыскания или попросту штрафа, то мнения о нем весьма двояки. Дело в том, что штрафная система в Кыргызстане имеет несколько «неофициальный» статус. Большинство подобных взысканий делаются не по квитанции, а лично на руки патрульным милиционерам. И как правило повышение штрафов лишь повышает сумму этих «выплат».

При этом сами представители ГУПМ заявляют, что ДТП – это последствия проблемы, а для их решения необходимо устранить саму проблему. И начинать это делать необходимо вовсе не со штрафов, а с получения водительских удостоверений, считает экс-глава дорожно-транспортного ведомства Сергей Дьяченко.

“Нужно, прежде всего, активизировать работу по упорядочению выдачи автоправ и по контролю за техническим состоянием авто. Огромное количество жертв на междугородних трассах также напрямую связано с безалаберностью и неподготовленностью водителей. Многие пренебрегают правилами дорожного движения, превышают скоростной режим. Если раньше, например, мы ходили в автошколу, нас там воспитывали и учили. И это были не только правила и практика, но и уважение водителей к друг другу на дорогах, а также соблюдение этих норм и правил. Сейчас это все, к сожалению, потеряно. Теперь новичок немного послушал какие-то курсы и поехал, сам себе хозяин. Вот это, я считаю, тоже влияет на рост опасной статистики. А на уменьшение статистики по количеству ДТП с участием несовершеннолетних может положительно повлиять введение основ безопасности дорожного движения в школьную программу. Но не в качестве факультатива, а на уровне госпрограммы”, – отметил Дьяченко.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Добавить комментарий