Нооруз, праздник, мусульмане, религия, мнение, история,

Религия vs история. Кому без Нооруза жить хорошо

С наступлением праздников и разнообразных памятных дат в Кыргызстане то и дело вспыхивают ожесточенные споры, касательно целесообразности празднования того или иного торжества. Колумнист Sprut.kg Арген Бактыбек уулу предлагает заглянуть в историю возникновения Нооруза в контексте его значимости для народа страны.

«Это не наш праздник!», «У кыргызов никогда таких традиций не было!», — примерно такие посты и комментарии распространяются в социальных сетях при каждом удобном случае, создавая информационный шум и пресловутый хайп.

Конечно, на любое действие найдется противодействие, поэтому граждане, не согласные с позицией первых, не откажут себе в удовольствии отпраздновать событие.

Однако ни та, ни другая сторона не считает важным воспользоваться научными аргументами, изучить тему и указать на конкретные исследования для внесения хотя бы чуточку ясности.

Часто в ход идут сантименты, религиозные и идеологические предубеждения, нередко обиды и конфликты, которые с каждым годом вспыхивают с новой силой. Пользователи социальных сетей кидают друг другу ссылки на посты таких же простых пользователей интернет ресурсов, которые, разумеется, в теме не разбираются.

Таким образом, образуется информационная каша.

Нооруз и современные мусульмане

Религиозные деятели запрещают праздновать Нооруз, указывая на зороастрийские корни возникновения данного праздника.

Чаще всего приводится формулировка: «Это праздник тех, кто поклоняется огню и правоверным мусульманам не следует отмечать Нооруз, так как в исламе запрещено поклонятся кому/чему-то, кроме Бога».

А в качестве самого весомого аргумента в ход идут хадисы, вроде: «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них».

Нооруз — не кыргызский праздник?

Рассматривая вопрос, касательно исторического контекста Нооруза, я обратился к историку Сергею Иванову. По его словам, нападки на празднование Нооруза — явное отражение идеологической борьбы между традиционным исламом и новыми пришлыми течениями.

«Нооруз уходит корнями в гораздо более ранее время, задолго до возникновения зороастризма.  Ему [Ноорузу], как минимум, 3500 лет. Этот праздник приходится на день весеннего равноденствия, то есть на природную точку смены сезонов, а не на какую-то религиозную дату. По сути, это начало реальной весны. Возникновение такой даты соотносится и с солнечным календарем, который отмечает эту природную точку, когда день и ночь примерно равны по продолжительности. Поэтому далее оно и обратилось в такое верование, что в это время символически борются зима и лето, тьма и свет, зло и добро», — рассказывает собеседник.

До современных дней между исламом Центральной Азии и Ноорузом не было существенных противоречий, отмечает историк, и лишь сегодня с укреплением позиций нетрадиционных для региона религиозных течений возникает некий конфликт. Хотя в Ноорузе ничего откровенно зороастрийского относительно мусульманской культуры не осталось.

«К примеру, Омар Хайям написал отдельную книгу «Навруз-наме», которая носит познавательный и развлекательный характер. Значительная ее часть посвящена Ноорузу и его особенностям. Но никто из мусульман не собирался осуждать его за это. Более того, он преподнес ее тогдашнему сельджукскому султану, и она пользовалась успехом при его дворе. Как и во всей сельджукской державе от Средней Азии до Турции.

Учитывая, что в происхождении кыргызов переплелись тюркские и иранские корни, а часть ираноязычных народностей частично приняла участие в сложении будущего кыргызского народа отрицать, что Нооруз — не является частью культуры, в том числе для населения Кыргызстана, полный бред», — подчеркнул историк.

Итог

Решение праздновать тот или иной праздник право каждого гражданина нашей страны. Как говорится, насильно мил не будешь. Современные мусульмане отказываются принимать Нооруз, как элемент кыргызской национальной культуры, больше приписывая его иранским народам и огнепоклонникам. И это их право.

Оппоненты же могут опереться на более, чем трехтысячелетнюю историю данного торжества, на огромную географию его распространения, которое, безусловно, отставила свой особый след в истории современного Кыргызстана.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Добавить комментарий