Нужно ли критиковать кыргызстанское кино или сразу объявить войну бездарным режиссерам?

 

В большинстве своем продукты отечественного кинопрома не принято подвергать критике и к сожалению это влечет за собой целую серию негативных последствий. Наш кинообозреватель Ерлан Назаров постарался разобраться “нужно ли критиковать кыргызское кино” и предложил объявить войну бездарным режиссерам.

Что мы знаем о современно кыргызском кинопроизводстве? Довольно немного, между тем сегодня это динамично развивающаяся индустрия со своим набором особенностей достойная внимания широкой аудитории. По статистике в последнее время в Кыргызстане в год снимают более 100 художественных фильмов. Большая часть кинолент ориентирована на внутренний рынок и носят развлекательный характер, но увы чаще всего преданные зрители вынуждены иметь дело с низкокачественными, кустарными поделками, которые сделаны руками любителей и жадных предпринимателей.

Несмотря на это интерес аудитории к картинам местного производства постоянно растет, набирает обороты, и все же продюсеры в компании со съемочными командами не спешат работать над качеством конечного продукта. «И так схавают» – видимо это является их руководством к действию. С другой стороны, сами зрители не проявляют активность на актуальных площадках для обсуждения тех или иных фильмов с целью выразить свои предпочтения в киноискусстве, дабы сценаристы и режиссеры в своих последующих работах опирались на общественное мнение.

В сухом остатке мы имеем сообщество киноделов, которые из года в год представляют на суд общественности однотипные ленты и пассивную аудиторию, которая в свою очередь ратует за развитие отечественной киноиндустрии голосуя «сомом» в кинотеатрах и в то же время зрители серьезно недооценивают свою роль в этом механизме. На данный момент отсутствие критического подхода к просмотру фильмов и распространение рецензий в социальных сетях и СМИ очень сильно вредит дальнейшему развитию кинопроизводства в Кыргызстане, это основная проблема, от которой при благоприятных обстоятельствах довольно просто избавиться, при этом вовлеченность и интерес аудитории в процесс создания фильмов увеличится, ровно так же, как и доходы киноделов что пойдет на пользу всем.

Может не все так плохо?

На самом деле, когда мы говорим о современном Кыргызском кино следует определить несколько групп: авторское кино, массовое развлекательное и госзаказ. У каждой группы есть свои особенности, которые следует учитывать при анализе так как по словам представителей различных государственных ведомств в сфере кино добиться относительного роста интереса предпринимателей, продюсеров и режиссеров к созданию лент в КР было довольно сложно и сейчас нужно стараться чтобы текущие позиции сохранялись и качество картин росло по мере требования аудитории.

Авторское кино

Если говорить об авторском кино, то сегодня кыргызские ленты — это авангард отечественной культуры. Картины отечественных режиссеров, признанных метров получают награды на престижных кинофестивалях мирового уровня, чего нельзя сказать о других сферах культуры. И это нужно признать, часто ли вы слышали об успехах кыргызских художников, писателей и т.д. за рубежом? Думаю нет. Наши ленты любят критики ближнего и дальнего зарубежья и публикуют на своих сайтах подробные критические статьи. Когда год назад я прочитал подробный анализ режиссера из одной восточной страны на фильм Темирбира Назарова «Неизвестный маршрут», который состоял из шести страниц я был удивлен. Автор говорил о мастерстве кыргызского режиссера и что начал активно изучать нашу страну после просмотра этого фильма.

Из этого следует что, наше современное авторское кино знакомит зарубежную интеллигенцию с Кыргызстаном или как минимум служит катализатором для того чтобы они заинтересовались культурой и бытом кочевников, а это в нашем безумном мире — дороже всего.

Госзаказ

Недостаток бюджета в различных ведомствах в сфере кино одновременно и вредит, и идет на пользу. Про вред нехватки средств скорее всего говорить не стоит, тут все понятно. С другой стороны, при раздутых бюджетах в сфере кино собрались бы мошенники, которые пытаясь получить деньги на фильм обещали бы все мыслимые и немыслимые вещи после чего зритель получал бы плохие фильмы, снятые за счет государственной казны. У нас к созданию лент с использование бюджетных средств дела обстоят неплохо, примером может служить та же «Курманджан Датка», которая показала достойный уровень качества. На мой взгляд это правильно, когда режиссеры, сценаристы и продюсеры снимают ленты за свой счет и платят за свои эксперименты из своего кармана.

Массовое развлекательное кино

И вот мы подобрались к самой вкусной части. Кыргызское массовое кино – группа, ориентированная на внутренний рынок, которая призвана удивлять неискушенного зрителя. Ежегодно огромное количество фильмов сходит с монтажных столов прямиком на большой экран – это большая куча мусора, в которой порой можно найти и редкие таланты.

Систематизацией и поиском информации о бюджете, сборах, продюсерах, режиссерах и актерах того или иного фильма в нашей стране никто не занимается, что значительно осложняет работу в этой сфере.

При этом отечественное массовое кино может похвастаться неплохими доходами, которые почему-то не принято оглашать, их нравы, что тут поделаешь? Но с увеличением критической базы и ростом требования к лентам и их производителям это проблема исчезнет сама собой.

Существует ли кинокритика в Кыргызстане?

У нас есть ценители высокого кино и профессиональные кинокритики, но по большей части они заняты авторским кино и продукция местных любителей их не интересует.

К тому же сообщество киноделов в Кыргызстане довольно дружное, которым не чуждо чувство профессиональной солидарности и, как я заметил, если лента получается хорошей, они в интервью различным СМИ говорят о достоинствах ленты. В случае если картина получилась посредственной, «дружеские» замечания остаются в стенах студий и в СМИ невозможно найти острой критики в адрес коллег по цеху.  А жаль, могло бы быть очень интересно, как например один режиссер критикует произведение другого на радость публики. Эх, не умеют у нас устраивать шоу.

И опять-таки, учитывая текущий уровень спроса кыргызским киноделам очень легко удивить преданных зрителей, здесь у них огромное поле чтобы разгуляться. Почему же они зациклены на бытовых вопросах? Сюжеты про безответную любовь и ребят, приезжающих из айыла уже давно превратились в клише. Дайте нам что-то новое!

При существующем потоке местных кинолент в кинотеатрах грех не воспользоваться случаем и собственноручно не поучаствовать в дальнейшем развитии нашего кинопрома, почувствуйте себя опытными критиками, посещайте сеансы и разности в щепки плохие фильмы. Разе вы не хотите смелых экспериментов от кыргызских режиссеров? Вам не надоели одни и те же сюжеты вокруг бытовых явлений? Говорите, чтобы быть услышанными иначе придется довольствоваться только тем что, дают. А редакция «Спрута» будет активно вам в этом помогать. Заходя вперед, не сладко придется и российским, и казахским фильмам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться

Добавить комментарий